«Обзор российского рынка минеральной и питьевой воды от компании «Маркет Аналитика»

В мартовском номере журнала «FoodService» вышла статья с комментариями руководителя проектов компании «Маркет Аналитика» Ирины Никоноровой по рынку минеральной воды.

Мы расширили комментарии и написали небольшой обзор российского рынка минеральной и питьевой воды.

Ниже вы можете познакомиться с последними данными по этому рынку.

В последние годы российский Рынок минеральной и питьевой воды продемонстрировал рост (более 20% в год), что позволило считать его одним из самых перспективных потребительских рынков. Конечно, финансово-экономический кризис скорректировал темпы развития рынка, но не так сильно, как в других отраслях производства.
По экспертным данным за 2010 год, сегмент «минеральная вода» занял 57,7% от общего объема продаж бутилированной воды в натуральном выражении. Доля сегмента столовой минеральной воды в первом полугодии 2010 года равнялась примерно 23,3%.

На российском рынке минеральных вод крупными игроками являются международные концерны Pepsi Bottling Group (ТМ «Аква Минерале») и The Coca-Cola Company (ТМ BonAqua), которые, по разным оценкам, контролируют около 31-35% рынка в стоимостном выражении.
Около 20% рынка принадлежит крупным российским производителям – таким, как «Висма» (ТМ «Архыз») 6% рынка, «Нарзан» (ТМ «Нарзан») 5% рынка, ООО «Шишкин лес Холдинг» (ТМ «Шишкин лес») – 4% рынка, «Вим-Билль-Данн» («Ессентуки», «Родники России») – около 4% рынка.
У потребителей на региональных рынках наиболее популярны местные бренды и производители. Малые региональные компании с локальными региональными брендами занимают порядка 45% российского рынка.

По данным исследования, в Центральной России и на Северо-Западе лидеры продаж минеральной воды являются марки «Шишкин лес» и «Архыз». В Южном округе ведущие позиции принадлежат марке «Меркурий». Такие региональные марки как, например, «Сарова» - популярны только в регионах, где они разливаются.
На рынке минеральной воды компании конкурируют между собой, главным образом, улучшая продукцию по вкусу и лечебным свойствам. На рынке питьевых вод, когда вкусовые характеристики бренда едва различимы, потребители отдают свое предпочтение продуктам, которые по их мнению являются качественными.
До тех пор, пока потребитель не имеет представления о качестве и уникальных свойствах определенной воды, он будет продолжать выбирать либо привычные бренды, либо самые активные в области дистрибьюции. Этот фактор объясняет лидерство во многих регионах и большой перевес доли рынка у традиционных брендов.
В период кризиса российские потребители проявили достаточно высокую привязанность к такому продукту, как минеральная и питьевая вода, сохранив ее в своем рационе как продукт ежедневного потребления. Это вполне объяснимо, поскольку люди сейчас, заботясь о своем здоровье и здоровье своей семьи, стремятся покупать безопасные и качественные продукты.
Достаточно показательным является тот факт, что с началом кризиса (ноябрь-декабрь 2008г.), многие потребители не сократили объем потребления минеральной воды. Так, согласно исследованию компании «Nielsen», 55% потребителей покупали в декабре 2008г. столько же минеральной воды, сколько и три месяца назад, когда кризис был не столь ощутим.
В свою очередь 22% стали покупать меньше минеральной воды, и всего 7% перестали покупать воду. Таким образом, можно говорить о том, что рынок минеральной воды достаточно устойчив к изменениям в экономике, по сравнению с другими потребительскими рынками.

Представляется вероятным стабильный рост потребления воды в будущем, при условии благоприятной экономической ситуации в стране и поддержания достаточной рекламной активности производителей, в том числе в рамках пропаганды здорового образа жизни. Расти рынок сможет за счет большого числа российских граждан, пока не вовлеченных в активное потребление минеральной воды и не рассматривающих покупку этого товара как необходимость.

С исследованием вы можете ознакомиться здесь.

01.06.2011