Статья для "Юнипак"

В марте 2011 года в журнале «Юнипак» вышла заметка руководителя проектов компании «Маркет Аналитика» Ирины Никоноровой о состоянии российского рынка снеков.

Ознакомиться со статьей вы можете здесь.

Несмотря на то, что рынок снеков в России ещё достаточно молод, этот продукт прочно вошёл в рацион россиян. Это объясняется многими причинами, главной из которых является ускоряющийся темп жизни, когда зачастую просто невозможно полноценно перекусить. На сегодняшний день рынок снеков динамично развивается, а некоторые его сегменты так и вовсе уже достигли насыщения.

Абсолютным лидером в течение 2009-2010 годов являлся сегмент чипсов\крипсов (доля сегмента в натуральном выражении 43%), причём согласно прогнозам такая тенденция сохранится на протяжении ещё пяти лет. Далее в порядке убывания идут такие сегменты как орехи (8%) и экструдированные снеки (7%).
Само собой, темпы роста в разных сегментах различны. Так, самым быстро растущим (в стоимостном выражении) является сегмент фруктовых снеков, популярный у растущей армии приверженцев правильного питания и здорового образа жизни.
Прогнозируемый рост в 2011 году для этого сегмента и сегмента уже упомянутых экструдированных снеков (крендельков и попкорна) колеблется в пределах 16% и 6% соответственно (в стоимостном выражении).

Стоит отметить один интересный факт: в России развиваются сегменты рынка не характерные для Европы: семечки и снеки из морепродуктов.
По оценкам аналитиков, сегменты семечек и снеков из морепродуктов обеспечили рост рынка в 2009 году каждая из этих категорий выросла более чем на 5% в объемных показателях. В 2010 году эта тенденция продолжилась, хотя и в этом сегменте постепенно наступает насыщение.
Вообще, несмотря на снижение темпов роста продуктовых рынков, рынок снеков показывает стабильный рост. По экспертным оценкам, в текущем году рынок вырастет на 2-3% для сравнения, в 2009-м и 2008 годах эти показатели составили соответственно 3,2 и 7,2%. С учетом этих данных, прогнозируемый объем рынка в 2010 году немного превысит 300 млн тонн, или $ 3,2 млрд.

Рассмотрим основных игроков рынка.

Порядка 50% рынка в натуральном выражении делят между собой 5 крупнейших игроков: Frito-Lay Inc., Kraft Foods Inc., ЗАО «Сибирский берег», ЗАО «Бриджтаун Фудс» и ООО «Русскарт».
Также есть компании, занимающие лидирующие позиции в определённой категории, например: ОАО «Русский продукт» (Москва, ТМ «Московский картофель») принадлежит 20% рынка чипсов, а ГК «Золотой терем» (ТМ «Баренцев») – 26% рынка рыбных снеков.
Главными преимуществами всех перечисленных игроков является наличие собственного призводства и развитые каналы дистрибьюции, позволяющие постоянно расширять географию своего присутствия. Более мелким игрокам эксперты советуют объединяться в холдинги или же заняться производством нишевых продуктов.
Новым игрокам будет довольно трудно выходить на рынок, без качественной маркетинговой поддержки и проработанных каналов дистрибьюции.
Полную версию статьи можно прочитать в журнале «Юнипак».

30.05.2011