Этапы проведения анализа

  Тот факт, что маркетинговые исследования – это обязательное мероприятие, необходимое для принятия правильных управленческих решений, является неоспоримым. Поскольку маркетинг – это такая же наука, как и политология или экономика, у него также существует свой объект, предмет и методология.

   Маркетинговый анализ и исследования рынка – это достаточно формализованные процедуры, осуществлять которые следует согласно набору определённых правил и последовательности действий. Но прежде чем говорить об анализе состояния рынка стоит разобраться, для чего же он нужен.

   И так, анализ рынка позволяет выявить следующие аспекты:
- Положение предприятия на рынке
- Основных конкурентов
- Потребительский спрос
- Степень удовлетворенности товаром
- Спрогнозировать развитие и выявить перспективы развития

   Как ясно из приведённых выше параметров, маркетинговый анализ – это основа для разработки тактики и стратегии поведения компании на рынке.

Этапы маркетингового анализа

   Любое маркетинговое исследование обычно состоит из двух блоков. Первый блок – это сбор информации. Не имеет значение, кабинетное это исследование или же полевое, для любого анализа необходимо наличие полной и актуальной информации.

   Второй же блок заключается непосредственно в анализе собранных данных, расчёте показателей и выявлении закономерностей.

   Наиболее важным в любом маркетинговом исследовании будут являться следующие подвиды анализа:
- Анализ конъюнктуры рынка
- Конкурентный анализ

   Теперь более подробно рассмотрим каждый подвид.

Анализ конъюнктуры рынка

   Конъюнктура – это экономическая ситуация, сложившаяся на рынке. Она характеризуется такими параметрами, как: уровень спроса и предложения, рыночная активность, объём продаж и ценовая политика.

   Рыночная конъюнктура определяет, является ли продукт ценным с точки зрения экономики, а, следовательно, она же определяет целесообразность вывода продукта на рынок.

   Существует ряд факторов, которые могут влиять на изменение конъюнктуры рынка. Конечно, в первую очередь – это уровень развития экономики и характер производства и потребления (например, сезонная продукция). Но не стоит забывать и про такие факторы как всевозможные социальные и политические конфликты, стихийные бедствия и тому подобные форс-мажоры.

   Для исследования конъюнктуры обычно пользуются рядом показателей, которые можно распределить по группам.

   Первую группу можно условно отнести к внутренним показателям. В неё будут входить:
- Динамика производства
- Загрузка производственных мощностей
- Динамика инвестиций в отрасль и т.д.

   Вторая группа – это общерыночные показатели:
- Динамика и структура спроса и предложения
- Динамика оптовой и розничной торговли
- Размеры продаж в кредит
-Третья группа включает в себя такие глобальные показатели, как, например, состояние международной торговли и динамика оптовых цен в ведущих странах.

   Анализ спроса является частью анализа конъюнктуры рынка и заключается в изучении разницы между спросом и предложением. В этом случае довольно часто используется такой показатель, как эластичность спроса по цене. Данный показатель позволяет выявить, насколько поменяется спрос при увеличении цены на товар.

   Анализ спроса неразрывно связан с таким показателем, как ёмкость рынка.

Анализ ёмкости рынка

   Под ёмкостью обычно понимают возможные объёмы реализации товара при существующем уровне и соотношении цен.

   Ёмкость рынка характеризуется величиной спроса данного вида продукции у потребителей, а также количеством предложений от производителей. Зачастую многие недооценивают сложность определения ёмкости рынка и считают, что данный показатель можно получить просто путём сложения объёмов продаж всех действующих игроков на данном рынке. Это позиция является не правильной, так зачастую упомянутый метод даёт некорректную информацию. Для получения более точной информации по ёмкости рынка, необходимо проводить отдельный анализ этой области, используя разные источники и проверяя данные на достоверность.

Конкурентный анализ

   Конкурентный анализ позволяет выявить основных конкурентов компании, определить их слабые и сильные места, а также разработать стратегию поведения компании на рынке, позволяющую отстроиться или опередить конкурентов.

   Для того, чтобы стать лидером, необходимо чётко понимать, что из себя представляет Ваша компания, и каковы её конкуренты. Увидеть полную картину позволяет анализ маркетинговой стратегии конкурентов и анализ позиции на рынке своей собственной компании.

   Существует понятие, тесно связанное с конкурентным анализом – это анализ конкурентной среды. Чтобы не путаться в понятиях, стоит сразу сказать, что анализ конкурентной среды является исследованием макроокружения, а конкурентный анализ в свою очередь является способом изучения микроокружения.

   Как и при проведении любого другого маркетингового исследования, при проведении конкурентного анализа учитываются такие показатели, как всевозможные инновации (как в продукции, так и в маркетинги и продажах), изменения в технологии, снижение или увеличение рисков, социальные и политические факторы, юридические и законодательные аспекты деятельности компании.

   Грамотно сделанный конкурентный анализ позволяет выявить так называемые КФУ, то есть ключевые факторы успеха. Обычно выделяют три-четыре ключевых фактора, которые служат основой для построения стратегии компании.

   Готовые исследования компании Маркет Аналитика содержат в себе последние данные и показатели по соответствующим рынкам и отраслям. Также наши аналитики всегда готовы провести для вас заказное маркетинговое исследование, специально сконфигурированное под ваши нужды.

   Позвоните нам по телефону: (495) 671-79-52, и закажите маркетинговое исследование и анализ рынка сейчас!